jane_connor: (Superior)
[personal profile] jane_connor
 photo This-is-England-86_zpse3ccac85.jpg


1986 год. Глухая британская провинция, с ее промзонами, невзрачными серыми многоэтажками и безработицей. Беспросветная атмосфера, посреди которой – жизни нескольких накомых и близких друзей. Лол (на самом деле ее зовут Фрэнсис, кажется) и Вуди, друзья детства, собираются пожениться, их лучший друг по кличке Бледный – свидетель на свадьбе. Два малолетних балбеса воруют венки с кладбища, чтобы принести в ЗАГС. Шон сдает выпускные экзамены, а его мама требует, чтобы он нашел себе работу. Банда на мопедах терроризирует Шона в идиотских целях. В семью Лол после нескольких лет отсутствия возвращается ее отец... И так далее и тому подобное.

На первый взгляд мы с этим сериалом (или лучше сказать, многосерийным художественным фильмом) – как два корабля в ночи, два незнакомца в поезде. Один все время что-то такое пытается рассказывать, как он читал в институте «Невыносимую легкость бытия» и как не любит Михаэля Ханеке, а другой – как он после армии пошел трудиться на завод и сколько концертов было у Стаса Михайлова в прошлом году. Точек соприкосновения, казалось бы, никаких – и все равно эти люди продолжают каждый дудеть в свою дуду и вести беседу с переменным успехом.

А если перестать ерничать, то можно сказать так: «Это – Англия '86» – действительно из тех сериалов, с которыми я обычно не горю желанием встречаться. В силу своей тонкой душевной организации, жизненного опыта (некоторые могут сказать – в силу художественной и интеллектуальной ограниченности) я органически не переношу бессмысленной жести на своем экране. Т. н. «реалистичные» тв-произведения – вообще не мой жанр. Причем замечу, что на западном телевидении «реализм» обычно ограничивается персонажами-мудаками, отрубленными конечностями, бесконечной демонстрацией женских вторичных половых признаков и однообразно снятыми сценами половых сношений, сюжетный смысл которых стремится к абсолютному нулю. Есть редкие исключения, разумеется, но на то они и исключения.

«Это – Англия» – редчайший, по-моему, случай на телевидении, когда авторы, в частности, режиссер и сценарист Шэйн Медоуз, ставят во главу угла не реализм в кавычках, а натуральный такой соцреализм, с грязью, матом, нищетой, но при этом поданный художественно. Медоуз, я так подозреваю, применяет практически необходимый такого рода жанру прием остранения, совмещая предельно реалистичные сцены с нарочито гротескными, доходящими порой до нелепости. Драматический эффект с помощью такого контраста при этом достигается потрясающий.

Особенно это заметно, если сравнить первые два эпизода с двумя же последними. Все веселье и молодое безумие компании во главе с Вуди и Лол сосредоточено в начале первой и второй серий. И в течении каждой из них постепенно нарастает напряжение как между героями, так и драматическое, повествовательное напряжение в целом. Причем причины тех или иных поступков от зрителя часто скрыты за формальными предлогами (поведение Вуди в ЗАГСе является поводом к дальнейшему поведению Лол, а настоящую причину мы узнаем где-то в конце второй серии, к примеру).

Переплетение судеб героев, внешнее проявление их внутренних конфликтов достигает своего апогея в третьей серии. Это во всех смыслах ключевой эпизод в сюжетном отношении, призванный оглушить, вызвать безмолвный шок, приступ клаустрофобии и беспомощности у зрителя, и подан он в крайне обыденном виде, неярко и оттого еще более чудовищно. Полное ощущение присутствия и параллельный монтаж пугают больше, чем любой хорор. Потому что показанная ситуация слишком правдоподобна, чтобы от нее можно было просто так отмахнуться.

Благодаря финалу третьей серии четвертая выглядит наиболее логично выстроенной и драматически оправданной. После шока неизбежно должен наступить катарсис. После показа замкнутого на себя отчаяния и изображения полнейшей безысходности Медоуз дает зрителю и своим героям крохотный осколок надежды, данной через искреннее покаяние. Даже если каются не те и не тем.

При всем при том, что фильм рассказывает о, считай, что общественных низах, Медоуз ни разу не опускается до высокомерного взгляда на своих героев. Он предельно честен и часто очень откровенен в изображении их слабостей, пороков и достоинств, но для него – все они, начиная от странно одетых выпускниц школы и заканчивая тетеньками из ЗАГСа, живые люди, достойные сострадания (ну или желания их убить). По-настоящему гуманистический подход, мне кажется, очень редкий в наши дни.

PS: Предупреждаю, потому что меня предупредить забыли. Сериал содержит сцены графического сексуального насилия.


 photo TIE_21_zps72d13076.jpg

 photo TIE_20_zpse1515751.jpg

 photo TIE_19_zps1fbba2eb.jpg

 photo TIE_18_zps464097fa.jpg

 photo TIE_17_zpsf8aae259.jpg

 photo TIE_16_zps8af2f21b.jpg

 photo TIE_15_zps65161cfb.jpg

 photo TIE_14_zpsb8fab649.jpg

 photo TIE_22_zpsfde437f4.jpg

 photo TIE_13_zps3da281b8.jpg

 photo TIE_12_zps66993fb3.jpg

 photo TIE_11_zps0ab36728.jpg

 photo TIE_10_zpsf5583d37.jpg

 photo TIE_9_zpsc772ac7f.jpg

 photo TIE_8_zpse3a75a51.jpg

 photo TIE_7_zps31965f41.jpg

 photo TIE_6_zps581fad00.jpg

 photo TIE_5_zps6c574a25.jpg

 photo TIE_4_zps6e16360d.jpg

 photo TIE_3_zpsf69dca02.jpg

 photo TIE_2_zpse9e39f5b.jpg

 photo TIE_1_zps93669a33.jpg

Date: January 26th, 2013 17:34 (UTC)
From: [identity profile] elkapalkina.livejournal.com
Надо посмотреть, я такое люблю)

Date: January 26th, 2013 18:02 (UTC)
From: [identity profile] jane-connor.livejournal.com
Давай, там уже и 88-й год вышел :).

Date: January 27th, 2013 13:07 (UTC)
From: [identity profile] murzillo.livejournal.com
а как тебя вообще занесло в этот сериал?

Date: January 27th, 2013 14:24 (UTC)
From: [identity profile] jane-connor.livejournal.com
Меня занесло в этот сериал случайно, когда я читала фильмографию Майкла Соки, который Тома в "Быть человеком" играет :). У него тут совсем мелкая роль.

Date: January 27th, 2013 14:26 (UTC)
From: [identity profile] murzillo.livejournal.com
тогда конечно.
Но я тут пас, не люблю "натуральный соцреализм".

Date: January 27th, 2013 14:34 (UTC)
From: [identity profile] jane-connor.livejournal.com
Вот я тоже не люблю. Хочу и дальше этот жанр продолжать уважать, но издалека :).

Date: January 30th, 2013 12:32 (UTC)
From: [identity profile] patska78.livejournal.com
Не хочу я смотреть такую унылую жесть и чернуху :). Мне лучше нереальный, но веселый Flashforward :)

Date: January 30th, 2013 14:39 (UTC)
From: [identity profile] jane-connor.livejournal.com
Я и не предлагаю :). Просто для общего сведения, так сказать :).

Profile

jane_connor: (Default)
jane_connor

October 2013

S M T W T F S
  12345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page generated Sep. 23rd, 2017 11:18
Powered by Dreamwidth Studios